You see, I'm a *mature* crazy person
Ооо, давно я так книги не заглатывала. Всё как-то быстро скучно становится, а тут! И при том, что она не художественная, отдельные kudos автору за слог. "Пушистую сиамскую кошку", пусть ее. Она там одна и пейзажа не портит ))) Мало того, что очень интересно и познавательно, начинаешь же еще и сравнивать с собой., и собственное отношение формировать. Как всегда у меня словесный, гм, поток, когда меня что-то так задевает, поэтому предупреждаю сразу честно. Будет. Многа. Букаф.
Частная жизньМой дом - моя крепость. Частная собственность. Privacy. Связанные между собой в англичанском мировоззрении понятия вызывают во мне разный отклик. Дом для меня никогда не был чем-то святым, куда хочется вернуться, с чем хочется возиться. Я буду больше возиться с организацией файлов на компьютере, чем протиранием пыли. А с домашними растениями ко мне лучше вообще не подъезжать. С другой стороны, люблю, чтобы красиво и чтобы прикольные штучки на полочках. Но отношение к дому как home - такое, относительно наплевательское. Больше как к base of operations. А вот любимая моя, ненаглядная, драгоценная privacy... О как же я тут с ними на одной волне. Я могу трепаться в дневниках и блогах о многом, но никогда - о действительно личном. В реальном общении мой принцип - не говорить ничего о себе, пока не спросят. Что уж говорить про чужую прайваси - чужие секреты это святое, я не из тех у кого язык чешется всем все рассказывать. Так, а чего это я все о себе да о себе? )) А это я к тому, если какой элемент западной культуры я embraced покруче самых западных западников - так это этот. Слыша о том, как кто-то украдкой прочитал чью-то смс-ку я уже начинаю нервически подергиваться, а уж если в мое отсутствие кто-то зайдет в мою комнату и, например, закроет мой открытый "спящий" лэптоп - пойду бить виноватого фейсом об тейбл. Privacy forevah.
Fair playТоже прекрасный принцип, и если бы все в мире его соблюдали, насколько приятнее было бы жить! Тут у меня персональная bitterness. Бытие вообще несправедливо по определению, а когда люди еще и сами подгаживают, хочется пойти и утопиться в унитазе.
Social contractРамки, в пределах которых можно делать что угодно. Загончик, внутри которого можно гулять ка кбог на душу положит. Свобода самовыражения, снисходительное отношение к эксцентричности. И вто же время четкие пределы того, что можно, а то нельзя. Beautiful. преступность, конечно, никто не отменил, но впитываемое с молоком матери уважение к рамочкам плюс принцип fair play = удобный, благоустроенный мир.
Воспитание детейВот как раз и про молоко матери. Тема, которая меня уже давно и интенсивно интересует. Со времен последнего поста у меня придумалась еще одна, дополнительная, теория, которая я объясняю для себя воспеваемую повсюду ценность семьи и родительской любви. И ради бога, я не исключаю возможности, что это все rationalizing, но мне по фигу. Вот такая я негодяйка, что плюю на family values и ставлю под сомнение всю эту unconditional love. И совершенно не тащусь по детям. Мягко говоря. Поэтому и пришла в восхищение от описанных принципов воспитания. Конечно, у них есть и то, что даже мне кажется too much - все эти жестокие традиции избиейний и унижений в самых-пресамых элитных школах. Но сам факт отсыла ребенка в boarding schools, или просто раннее выпархивание из гнезда - это прямо мое. И суть не в том, что я так не люблю детей, что хотела бы их просто с глаз долой сплавить. Просто я не обоготворяю детсво как состояние. If it were up to me, я бы стремилась побыстрее их "повзрослеть". Овчинников прекрасно говорит, что для англичан дети - это сошки в мире взрослых. Именно так. Это мир взрослых, и че раньше ты повзрослеешь, тем интереснее тебе и с тобой будет жить. Замечатльный признак - не ходить хороводы вокруг всех этих маленьких принцев (О! Epiphany, товарисчи! Just as we speak! Так воооот почему мне не нравится "Маленький принц"!!!), а давать им падать и разбивать коленки. Не бросаясь сломя голову обцеловывать и утешать, учить самоконтролю и ответственности за свои действия. Я против жестокости, но я обеими руками за жесткость. В рамочках. When needed. Парадоксально но факт, такое качество как boyishness во взрослых мужиках sweeps me off my feet, и вообще ценю, когда во взрослом человеке есть такие черты как непосредственность, любознательность, любовь к движению - это я сейчас из кожи вон лезу, чтобы не сказать "детскость". Потому что это слишком общо и включает в себя слишком много нелицеприятных для меня качеств, помимо классных. И да. я осознаю, что у таких, английских, принципов воспитания есть свои недостатки. В первую очередь для самой личности, когда ей волей-неволей навязывают извне стереотипы of well-being и отношений. А сейчас во всем мире это и происходит, все себя сравнивают с неким эталоном и по нему судят и себя и других. А вот если просто посмотреть, отринув сентиментальное "ах, они же бедняжки вырастают такими отчужденными от семьи и эмоций" - то, что мы видим? Нацию, которая была одно время впереди планеты всей, подарила миру кучу изобретений и прекрасных писателей, которая и сейчас ощущает себя выше и лучше всех just because they are that confident.
СдержанностьПлавно перетекаем к этому самому контролю над собой и эмоциональными проявлениямии. Держать себя в узде - отличная вещь, а сублимация - двигатель культуры и прогресса, в этом меня уже не разубедишь.
культ любительстваОчень интересный нюанс о четком разделе работы и досуга. И не зря именно Хаксли в великолепном "Контрапункте" нагло потоптался по культивируемому американскому трудоголичеству. Когда я читала у Овчинникова о том, что англичанин уходя с работы начисто отключается от нее, будто забывает, кто он по профессии, и считает нонсенсом в кругу друзей и знакомых как-то о ней упоминать - у меня все больше и больше отвисала челюсть, настолько это похоже на то, как надо по мнению Хаксли. На его, Хаксли, взгляд, работа - это нечто that you have to do. Просто чтобы общество функционировало и чтобы ты мог обеспечивать собственное комфортабельное бытие. Отсидев/отстояв/отбегав эти 8 часов ты должен забыть об этом, как о страшном сне, и жить остальные 16 часов так, как тебе хочется. Т.е. работа - отдельно, а ты - отдельно. И именно твои хобби определяют тебя как человека. Это интересный подход, и для моего пропитанного американизмом сознания был целым культурным шоком. Компромисс нашелся такой: если работа любимая - американский подход, если просто работа - английский.
Параллели с японцамиХотя казалось, бы полные противоположности. Но одно сходство и невооруженным взглядом видно - обе островные культуры очень трепетно относятся к своим традициям и наследию. А еще два нюанса, которые отмечает Овчинников это: 1) отношение к природе - и те, и другие, стараются не навязывать насильно красивые формы, а скорее подчеркивают естественную красоту 2) еда - то же самое, т.е. не искусство кулинарии, а как можно больше первозданности. И как обобщении, вечные великие противостояния: англичане vs. французы = японцы vs. китайцы = естесственность vs. искусство. Классно, изящно.
Социальный апартеидНовое понятие в моем "багаже". Читать, конечно, противненько, но если призвать на помощь известный цинизм, то, блин, я вас умоляю. А где НЕ так? They are just pretty open about it. А что касается конкретно истеблишмента, "фабрик джентльменов", "особого сорта людей" - почему бы собственно и нет. Конечно, только до тех пор, пока эта система не препятствует пробиться куда надо реально одаренным и четко нацеленным людям. А она, скорее всего, препятствует. То, что для ворочания государственной махиной нужен особый сорт людей не подлежит сомнению. Главное, чтобы сорт этот выводился именно по признаку пригодности, а не по рождению. Но, имхо, сейчас это последнее явление сведено к минимуму. В конце концов, если ты туп и чихать хотел на политику, а тебя все равно родители засунули в Итон, уж после него тебя трудно будет именно заставить что-то сделать. И если ты не боишься идти против ожиданий - скатертью дорога.
ИрландияNow that's just downright ugly.
Cвой vs. чужойЕще давно-давно я прочитала в какой-то страноведческой то ли диссертации, то ли еще чем-то в этом роде, что русские ценят в первую очередь красоту, ум и еще что-то, то у англичан на первом месте стоит именно "свой"-скость. Не самое приятное качество, особенно для иностранцев, контактирующих с ними, но в принципе можно отнестить и нейтрально и просто принять как данность.
И это я еще не все прокомментировала. Но больше не буду. Выдохлась. Это - самое главное, что зацепило.
Скоро начну читать его же книгу про японцев.
Частная жизньМой дом - моя крепость. Частная собственность. Privacy. Связанные между собой в англичанском мировоззрении понятия вызывают во мне разный отклик. Дом для меня никогда не был чем-то святым, куда хочется вернуться, с чем хочется возиться. Я буду больше возиться с организацией файлов на компьютере, чем протиранием пыли. А с домашними растениями ко мне лучше вообще не подъезжать. С другой стороны, люблю, чтобы красиво и чтобы прикольные штучки на полочках. Но отношение к дому как home - такое, относительно наплевательское. Больше как к base of operations. А вот любимая моя, ненаглядная, драгоценная privacy... О как же я тут с ними на одной волне. Я могу трепаться в дневниках и блогах о многом, но никогда - о действительно личном. В реальном общении мой принцип - не говорить ничего о себе, пока не спросят. Что уж говорить про чужую прайваси - чужие секреты это святое, я не из тех у кого язык чешется всем все рассказывать. Так, а чего это я все о себе да о себе? )) А это я к тому, если какой элемент западной культуры я embraced покруче самых западных западников - так это этот. Слыша о том, как кто-то украдкой прочитал чью-то смс-ку я уже начинаю нервически подергиваться, а уж если в мое отсутствие кто-то зайдет в мою комнату и, например, закроет мой открытый "спящий" лэптоп - пойду бить виноватого фейсом об тейбл. Privacy forevah.
Fair playТоже прекрасный принцип, и если бы все в мире его соблюдали, насколько приятнее было бы жить! Тут у меня персональная bitterness. Бытие вообще несправедливо по определению, а когда люди еще и сами подгаживают, хочется пойти и утопиться в унитазе.
Social contractРамки, в пределах которых можно делать что угодно. Загончик, внутри которого можно гулять ка кбог на душу положит. Свобода самовыражения, снисходительное отношение к эксцентричности. И вто же время четкие пределы того, что можно, а то нельзя. Beautiful. преступность, конечно, никто не отменил, но впитываемое с молоком матери уважение к рамочкам плюс принцип fair play = удобный, благоустроенный мир.
Воспитание детейВот как раз и про молоко матери. Тема, которая меня уже давно и интенсивно интересует. Со времен последнего поста у меня придумалась еще одна, дополнительная, теория, которая я объясняю для себя воспеваемую повсюду ценность семьи и родительской любви. И ради бога, я не исключаю возможности, что это все rationalizing, но мне по фигу. Вот такая я негодяйка, что плюю на family values и ставлю под сомнение всю эту unconditional love. И совершенно не тащусь по детям. Мягко говоря. Поэтому и пришла в восхищение от описанных принципов воспитания. Конечно, у них есть и то, что даже мне кажется too much - все эти жестокие традиции избиейний и унижений в самых-пресамых элитных школах. Но сам факт отсыла ребенка в boarding schools, или просто раннее выпархивание из гнезда - это прямо мое. И суть не в том, что я так не люблю детей, что хотела бы их просто с глаз долой сплавить. Просто я не обоготворяю детсво как состояние. If it were up to me, я бы стремилась побыстрее их "повзрослеть". Овчинников прекрасно говорит, что для англичан дети - это сошки в мире взрослых. Именно так. Это мир взрослых, и че раньше ты повзрослеешь, тем интереснее тебе и с тобой будет жить. Замечатльный признак - не ходить хороводы вокруг всех этих маленьких принцев (О! Epiphany, товарисчи! Just as we speak! Так воооот почему мне не нравится "Маленький принц"!!!), а давать им падать и разбивать коленки. Не бросаясь сломя голову обцеловывать и утешать, учить самоконтролю и ответственности за свои действия. Я против жестокости, но я обеими руками за жесткость. В рамочках. When needed. Парадоксально но факт, такое качество как boyishness во взрослых мужиках sweeps me off my feet, и вообще ценю, когда во взрослом человеке есть такие черты как непосредственность, любознательность, любовь к движению - это я сейчас из кожи вон лезу, чтобы не сказать "детскость". Потому что это слишком общо и включает в себя слишком много нелицеприятных для меня качеств, помимо классных. И да. я осознаю, что у таких, английских, принципов воспитания есть свои недостатки. В первую очередь для самой личности, когда ей волей-неволей навязывают извне стереотипы of well-being и отношений. А сейчас во всем мире это и происходит, все себя сравнивают с неким эталоном и по нему судят и себя и других. А вот если просто посмотреть, отринув сентиментальное "ах, они же бедняжки вырастают такими отчужденными от семьи и эмоций" - то, что мы видим? Нацию, которая была одно время впереди планеты всей, подарила миру кучу изобретений и прекрасных писателей, которая и сейчас ощущает себя выше и лучше всех just because they are that confident.
СдержанностьПлавно перетекаем к этому самому контролю над собой и эмоциональными проявлениямии. Держать себя в узде - отличная вещь, а сублимация - двигатель культуры и прогресса, в этом меня уже не разубедишь.
культ любительстваОчень интересный нюанс о четком разделе работы и досуга. И не зря именно Хаксли в великолепном "Контрапункте" нагло потоптался по культивируемому американскому трудоголичеству. Когда я читала у Овчинникова о том, что англичанин уходя с работы начисто отключается от нее, будто забывает, кто он по профессии, и считает нонсенсом в кругу друзей и знакомых как-то о ней упоминать - у меня все больше и больше отвисала челюсть, настолько это похоже на то, как надо по мнению Хаксли. На его, Хаксли, взгляд, работа - это нечто that you have to do. Просто чтобы общество функционировало и чтобы ты мог обеспечивать собственное комфортабельное бытие. Отсидев/отстояв/отбегав эти 8 часов ты должен забыть об этом, как о страшном сне, и жить остальные 16 часов так, как тебе хочется. Т.е. работа - отдельно, а ты - отдельно. И именно твои хобби определяют тебя как человека. Это интересный подход, и для моего пропитанного американизмом сознания был целым культурным шоком. Компромисс нашелся такой: если работа любимая - американский подход, если просто работа - английский.
Параллели с японцамиХотя казалось, бы полные противоположности. Но одно сходство и невооруженным взглядом видно - обе островные культуры очень трепетно относятся к своим традициям и наследию. А еще два нюанса, которые отмечает Овчинников это: 1) отношение к природе - и те, и другие, стараются не навязывать насильно красивые формы, а скорее подчеркивают естественную красоту 2) еда - то же самое, т.е. не искусство кулинарии, а как можно больше первозданности. И как обобщении, вечные великие противостояния: англичане vs. французы = японцы vs. китайцы = естесственность vs. искусство. Классно, изящно.
Социальный апартеидНовое понятие в моем "багаже". Читать, конечно, противненько, но если призвать на помощь известный цинизм, то, блин, я вас умоляю. А где НЕ так? They are just pretty open about it. А что касается конкретно истеблишмента, "фабрик джентльменов", "особого сорта людей" - почему бы собственно и нет. Конечно, только до тех пор, пока эта система не препятствует пробиться куда надо реально одаренным и четко нацеленным людям. А она, скорее всего, препятствует. То, что для ворочания государственной махиной нужен особый сорт людей не подлежит сомнению. Главное, чтобы сорт этот выводился именно по признаку пригодности, а не по рождению. Но, имхо, сейчас это последнее явление сведено к минимуму. В конце концов, если ты туп и чихать хотел на политику, а тебя все равно родители засунули в Итон, уж после него тебя трудно будет именно заставить что-то сделать. И если ты не боишься идти против ожиданий - скатертью дорога.
ИрландияNow that's just downright ugly.
Cвой vs. чужойЕще давно-давно я прочитала в какой-то страноведческой то ли диссертации, то ли еще чем-то в этом роде, что русские ценят в первую очередь красоту, ум и еще что-то, то у англичан на первом месте стоит именно "свой"-скость. Не самое приятное качество, особенно для иностранцев, контактирующих с ними, но в принципе можно отнестить и нейтрально и просто принять как данность.
И это я еще не все прокомментировала. Но больше не буду. Выдохлась. Это - самое главное, что зацепило.
Скоро начну читать его же книгу про японцев.
@темы: В. Овчинников, Корни дуба, rambling
мля
смайл такой уматный! "бубу" называется ))
Я читала электронные статьи в Таймс и Телеграф и у меня глаза на лоб вылазили. Хуже чем у нас местами.
да! ))) тут я буду стоять насмерть, спорить бесполезно - тысячелетия истории не перечеркнут жалкие десятилетия. (понятно, где тут субъект, а где объект, да?
я как бы признаю и за твоими доводами смысл, и даже верю в полный абзац в том смысле, что да, преступность там, отрыв от нацценностей, которых и так нет, то-сё. но и ты делай скидку на то, что читаешь явно критично настроенную публику. таких в каждой стране полно и без них и был бы как раз пооооолный абзац. социальные явления и the core qualities - это разное
И какие тысячелетия? Думаешь, этот английский характер формировался веками, што ль? Да ещё в 19 веке их считали дикарями, бескультурными и не воспитанными. Были джентльмены-снобы и быдло.
кстати, мигранты без ассимиляции и будут сами по себе, а аборигены - сами по себе. взаимодействие минимальное В смысле? Они живут в одном городе, ходят по одним и тем же лицам, заходят в одни и те же общественные здания. Дети ходят в одни и те же школы, посольку образование обязательно. И в школьной библиотеке убирают сказку про трех поросят дабы не оскорбить чувства маленьких мусульман. А епископ англиканской церкви предлагает ввести шариат.
www.sheffieldtelegraph.co.uk/news2/Racism-storm...
www.telegraph.co.uk/education/4094035/A-day-in-...
И какие тысячелетия? Думаешь, этот английский характер формировался веками, што ль? Да ещё в 19 веке их считали дикарями, бескультурными и не воспитанными. Были джентльмены-снобы и быдло.
кого - англичан считали в 19-м веке бескультурными??? ты шутишь, да? или ты про "народ" as opposed to gentlemen?
и anyway, а у "быдла" характера не было? были они у нас такие оболваненные и ходили в прострации, как понятно кто понятно где? нееет уж. у нас вон тоже веками 5 бояр на 500 "быдл", и что, будем отрицать наличие формировавшегося теми же самыми тысячелетиями нац.характера? да в какую страну ни ткни, везде - узкая прослоечка просвещенных, а под ними - толпы быдл. но от менталитета никуда не деться. и пусть у "быдла" оно все смазанно, не так четко расписанно и узаконенно, но общие черты были и есть, и конечно будут
остальное завтра или вообще послезавтра, или в ночь между. не знаю, как со временем будет)
А вообще - газон просто перестали стричь.
Все звучит, конечно, очень ужасно и intimidating. Но. Гримасы глобализации. Иными словами, а кому сейчас легко?
И я по-прежнему просто отказываюсь верить, что национальный характер размывается иммигрантами и прочими биг-бэдами за одно вшивое поколение. И потом, ты мне все-таки указываешь на общественный порядок, преступность и прочее. А я говорю о характере. Ладно, опустим вежливость и законопослушность ибо см. выше про гримасы, но все остальное о чем говорится в книге, что меня впечатлило и что я сочла нужным прокомментировать - это качества вообще иного порядка.
Что же касается несчастных детей, я согласна признать, что привычка предоставлять их сами себе в нынешних условиях как раз и привела к общему снижению нравственности и порядочности. И именно за одно поколение, потому что их юность и детство пришлись на неблагоприятное время, и нужные на него, время, поправки не были сделаны. Но сам принцип из-за этого я похерить, конечно, не собераюсь, как не собираюсь с пеной у рта отстаивать мои личные взгляды перед принципиально неразделяющим их человеком - зачем?
А вообще, если чем-то мне и импонировали англичане, то это своим здравомыслием (иногда, правда, перемежающимся такой дурью...) Это качество просто уничтожено. Поэтому они для меня как нация уже больше и не существует.
легко!
чего это вдруг? будешь отказывать русским в лени и любви к халяве?
Да и вообще, национальные отличия сильно преувеличены.
не значит, что их нет. межнациональные отношения (имею в виду чатсные, партнерские, любовные) подтверждают это как нельзя лучше.
Нередко слышишь: правомерно ли вообще говорить о каких-то общих чертах характера целого народа? Ведь у каждого человека свой нрав и ведет он себя по-своему. Это, разумеется, верно, но лишь отчасти. Ибо разные личные качества людей проявляются – и оцениваются – на фоне общих представлений и критериев. И лишь зная образец подобающего поведения – общую точку отсчета, – можно судить о мере отклонений от нее, можно понять, как тот или иной поступок предстает глазам данного народа.
В общем, нам за прошлый век два раз психологию ломали, хз, что осталось, честно говоря. Лет через 50 смотреть надо. И GB неизвестно как этот кризис переживет, как и Япония и прочие страны, у которых сейчас проблемы с молодежью.