You see, I'm a *mature* crazy person
Мы все вспоминаем события счастливого детства с умилением и уверены, что
со времен Тома Сойера так было, есть и будет. Должно быть. А если не так, -- значит,
ребенок ненормальный, вызывает со стороны легкую жалость, а при непо-
средственном столкновении -- педагогическое негодование.
Стругацкие А. и Б. Гадкие лебеди

Многие бывшие child stars говорят, что "быстро выросли" и "нормального детства" у них не было. Кто-то об этом жалеет (Дрю Бэрримор, например, я уверена, жалеет), кто-то - нет и даже благодарен судьбе (Элайджа, Рэдклифф). Что лучше: полная комната игрушек - или раннее развитие, не обязательно, конечно, за счет работы или, не дай бог, стресса, а, например, педагогическими усилиями? Для меня ответ очевиден. Но осуществимо ли это не практике? Ум ребенка, действительно, как губка, и информацию можно там закрепить довольно просто. Но способствует ли знание неких фактов развитию психики? Скорее нет, чем да, а ведь именно это нужнее. Как развивать психику? Никак не могу отказаться от мысли, что модель, предложенная Стругацкими - самая, что ни на есть (spelling??? отдельно, вместе, дефисы? хз. тупею не по дням, а по часам). Потому что жизнь с определенной степенью самостоятельности, самоконтроля, вообще само-бытиЯ (аффтарский неологизм, не надо помидоров) - заставляет взрослеть. Труд, опять же, который, как известно, облагораживает - особенно совместный. Ergo, какие-то обязанности. Чтобы постель заправлялась не сама по себе, белье не было всегда чистым просто по умолчанию, разбросанные причиндалы не расползались сами собой по местам. И еще что-нить этакое, for fun. Да хоть те же фильмы снимать, или спектакли ставить. Это и работа, и креатифф. Забота о ком-то. Под контролем и бдительным оком, само собой, но если кошка - чтобы не просто гладить, и если собака - чтобы не просто играть. Так, hopefully, научатся ответственности и восприятию животного именно как живого существа, а не как игрушки, которая бегает и издает прикольные звуки. И как можно меньше примитивизма. Не надо про аистов, капусту, далекую ферму, бога, happily ever after. Я злая, да? Я отбираю у деток сказку? Волшебство? Правда ли это, что детское сознание все насквозь такое мистическое - или оно, это state of mind, как раз и навязывается окружающей средой? Если ребенок в 8 лет отказывается спать в темноте, потому что боится "монстров" - что это? Естественно или навязано фильмами/мультиками/сказками? Я не против Гарри Поттера. Все прикольно. Но, может быть, чуть позже, когда априори человеку будет известно, что это именно выдумка, созданная в развлекательных целях и - немножко - дающая пищу для размышлений совсем другого рода. И опять же - надо вести себя хорошо не для того, чтобы заслужить подарок от Санты - а просто потому, что надо. И благодарность за подарки надо испытывать тоже не к непонятным бородатым дядькам - а к тем, кто их (подарки, не дядек) дарит. Культивирует определенные принципы функционирования в обществе. И вообще, имхо, чем раньше начнется навязывание супер-эго, тем проще будет всем. Губка же ж.

проболжение рэмблинга. много. скорее даже для себя, потому что записать для памяти давно уже хотелось. not that comments are not welcome, don't get me wrong

@темы: rambling

Комментарии
05.03.2009 в 06:36

My happiness is your nightmare
Вот все эти программы ускоренного взросления вызывают у меня большие сомнения. Человек не станет взрослым, пока мозг не вырастет, чисто физиологически, пока все зоны не сформируются. и тут ты пихай-не пихай информацию, учи - не учи, ничего не поделаешь.
И вообще самое лучшее воспитание - примером, его ещё никто не отменял, оно усваивается легко и естественно. И кажущая всяким рационализаторам нерациональность традиционного воспитания - только кажущая. Кто там знает, если ребенку не дать пожить в фэнтезийном мире с дедом морозом, может, у него сфера воображения травмируется и не выйдет из него писателя и композитора. Да и необходимую степень эмоциональной привязанности/вовлеченности воспитатели обеспечить неспособны.
Лучший способ воспитания, по моему мнению, - просто быть хорошим человеком и вести себя прилично, социальная организация и институт семьи значения не имеет. Ну или хотя бы притворяться, но так чтобы дети не замечали.
05.03.2009 в 11:42

You see, I'm a *mature* crazy person
пока мозг не вырастет, чисто физиологически, пока все зоны не сформируются.
я вот про это думала, и оно, конечно, да. но от информации хуже не станет, это факт, как факт и то, что дети информацию усваивают реально очень легко. вот что касается именно психологического взросления, там сложнее. но тут я цепляюсь за то, что вижу в фильмах/сериалах - признаю, но это не значит, что раз так - значит ерунда. Если столько об этом говорят, в том числе и сами "пострадавшие" - значит раннее взросление более-менее возможно. Просто, конечно, не на все сто, не до состояния взрослого человека, но хоть в каких-то аспектах.

если ребенку не дать пожить в фэнтезийном мире с дедом морозом, может, у него сфера воображения травмируется и не выйдет из него писателя и композитора.
good point. может. но, в конце концов, ладно пусть их. Мой восьмилетний подопытный кролик уже на восьмом году в Санту не верил, так что ничо. Пусть верят, пока верится, все равно долго это не продлится)))

Да и необходимую степень эмоциональной привязанности/вовлеченности воспитатели обеспечить неспособны.
просто потому что не родные? it depends. когда человек работает только с четырьмя детьми в течение многих лет, эмоциональные связи, хочешь-не хочешь, образуются

просто быть хорошим человеком и вести себя прилично
люди-то разные бывают. интернаты защищали бы детей от всякого рода нехорошестей. потому что туда, особенно на должность хэндлеров, кого попало бы не брали. а в родители попадает как раз кто попало.

вообще, я понимаю, что я в этом смысле ущербная и кое-чего постичь просто не в состоянии. у меня нет ни материнских инстинктов, ни дочерних чувств. поэтому то, что мне кажется офигенно классной идеей, большинство воспринимает в штыки. тут мне, наверное, стоит опять же посмотреть в телевизор и предположить, что раз об этом столько разговоров, то, наверное, это есть. но от идеи все равно не откажусь. на крайняк, ее можно применять на сиротах!
05.03.2009 в 13:05

My happiness is your nightmare
Дети способны усваивать огромный объём информации, но они не воспринимают её так же как взрослые и не оперируют ей на таком же уровне. Они просто думают по-другому, у них другие модели мышления. И пока опять же мозг не вырастет...
просто потому что не родные? потому что наемные работники. Подростку необходимо пройти через бунтующую стадию взросления, есть такая классная цитата: "детям необходима возможность любить и ненавидеть безопасно". И родные дети боятся, что родители их бросит, а тут самый близкий человек может плюнуть и уволиться. И придется им подавляться свои эмоции и чувства, а это никогда хорошо не кончается.люди-то разные бывают. интернаты защищали бы детей от всякого рода нехорошестей. потому что туда, особенно на должность хэндлеров, кого попало бы не брали. а в родители попадает как раз кто попало. система не может компенсировать недостатки индивидуумов. Кроме того, детям надо сталкиваться с нехорошестями, это тоже необходимо для развития. Иначе как они смогут определить себя в бесстрессовом и тотально неагрессивном мире? Это тоже чревато.
Вообще, основной недостаток существующей системы воспитания - это если ребенок попал не к тем родителям, то он обречен. надо это как-то компенсировать, но не государственными мерами. Зря всё-таки клановую систему упразднили, я думаю...
05.03.2009 в 17:58

You see, I'm a *mature* crazy person
все верно. "нечем крыть" )))) недостатки есть, конечно, в любой системе.
тут соль вся в том, что сейчас воспитание - не осознанный процесс в большинстве случаев, все идет чисто на интуиции отдельно взятой семьи. Стругацкий объясняет лучше, чем я - несколько цитаток:

Что же касается «подучить пап-мам педагогике», то всех нас можно «подучить» медицине (первая там помощь, перевязки, жгуты, то, се), но не правильнее ли обращаться при необходимости все-таки к профессионалу? И это при том, что все Ваши рассуждения по поводу «плохих» учителей абсолютно и полностью применимы к «плохим» медикам. Почему всем разумным людям очевидно, что ЛЕЧИТЬ должен профессионал, но далеко не всем (в том числе и разумным) очевидно, что ВОСПИТЫВАТЬ должен тоже профессионал!

Вся наша «Теория Воспитания» базировалась на двух основных принципах:
1. Воспитанием детей должны заниматься профессионалы, а не любители (каковыми обычно являются родители);
2. Главной задачей учителя является – обнаружить и развить в ребенке его Главный Талант, то, что он умеет лучше многих. Подразумевается, что большую часть времени обучения ребенок проводит в школе-интернате. При этом он отнюдь не отрезан от мира и от своей семьи – родители могут когда угодно приезжать к нему в интернат, и сам он регулярно ездит домой. Никакой секретности, никакой закрытости, но максимум приватности.

и как раз на тему родителей:

ведь хотел сказать только, что миллионы современных детей проводят сейчас БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ в два раза больше времени, чем с родителями и ничего страшного не происходит. Ибо копромисс найден. Почему же не допустить возможность копромисса и в гипотетическом обществе, где дети будут проводить БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ в пять, в десять раз больше времени, чем с родителями? Я не вижу в этом ничего невозможного. Тем более, что в прошлом мы уже имеем неплохие примеры такого рода: Лицей, Пушкин, Горчаков.
05.03.2009 в 18:28

My happiness is your nightmare
Лицей, Пушкин, Горчаков. У Пушкина всё-таки были родители. И няня. И много ещё кто. И в какой части успешная реализация лицеистов обязана самому лицею как образовательному институту, а в какой "домашним заготовкам" и вольной атмосфере, создавшейся между подростками?
Я, конечно, понимаю, что людям хочется построить идеальную схему-конвейер, в которую поступал бы ребенок и которая на выходе бы выдавала идеального взрослого. Так не получается. Процесс "вызревания" человеческой личности настолько сложный и многсторонний, что не Стругацким на это замахиваться. И воспитывают не родители, воспитывает система, частью которой родители и являются. И профессионалы воспитать не могут, они не могут вложить все необходимые элементы, именно потому что они профессионалы. Ребенок должен осознавать, что он кому-то нужен, что его безусловно любят, что он связан с кем-то родовыми/кровными/родственными/эмоциональными связями (пусть даже и фикционными как в опекунстве/усыновлении). Иначе он будет себя ощущать оторванным, изолированным и абсолютно одиноким. Детей до десяти лет вообще нельзя отрывать от родителей, слишком велик стресс. И мое твердое убеждение таково (я не претендую на его правильность и универсальность), что дети не должны жить в казарме. Как бы красиво она не называлась. Т.е. если мне предложат отправить моего ребенка до 14 лет в самый разэлитный колледж с проживанием, я откажусь. Нефиг.
Кроме того, искусственное взращивание предотвращает дальнейшее размножение. Зачем заводить детей? Все равно их отдадут профессионалам. Тогда уж и размножение надо делать искусственным и не заморачиваться. Отдали стране яйцеклетки и сперму и свободны.
И хочешь я тебе прямо сейчас докажу, что предлагаемая тобой схема невозможна?
Итак, четыре ребенка на хэндлера. Для нормального воспроизводства населения и небольшого роста средняя пара должна иметь 2,5 ребенка. Т.е. примерно так – трое родили, один растит. Значит, минимум 25% трудоспособного населения занимается исключительно воспитанием будущего поколения. И больше ничего полезного не производит. Если у нас сейчас 7% безработицы тяжко и три миллиона чиновников просто дикий напряг… 25 миллионов хэндлеров нам надо будет. И всем им надо будет платить. Родители, между прочим, бесплатно этим занимаются. Так что, Стругацкие, конечно, дяденьки умные, но всё-таки не очень.
И всё будет нормально, общечеловеческая культура всё-таки поднимается, вон в Китае и Индии детей уже не так сильно убивают, ну или хотя бы стесняются этого. Дойдём когда-нибудь и до приличного уровня.
05.03.2009 в 19:15

You see, I'm a *mature* crazy person
как я уже говорила (или еще не говорила?), я в вопросе совершенно не подкована, просто меня увлекла идея. и некоторые наблюдения из реальной жизни. например, про Ребенок должен осознавать, что он кому-то нужен, что его безусловно любят, что он связан с кем-то родовыми/кровными/родственными/эмоциональными связями я ничего не могу сказать - может, и так. может, и со мной было так, просто я об этом не знаю.
on a lighter note, про Кроме того, искусственное взращивание предотвращает дальнейшее размножение. Зачем заводить детей? Все равно их отдадут профессионалам. Тогда уж и размножение надо делать искусственным и не заморачиваться. Отдали стране яйцеклетки и сперму и свободны. - я таки за, руками и ногами. дождаться бы только, когда наша наука догонит "Матрицу" ))) у меня морально-уродские, утопические представления, я знаю ))
И всё будет нормально, общечеловеческая культура всё-таки поднимается да уж, только и остается, что на общечеловеческую культуру надеяться
05.03.2009 в 19:18

My happiness is your nightmare
У меня представления ещё более уродские, только в другую сторону - дремучий феодализм. У каждого свои тараканы.
07.03.2009 в 09:01

Хай-тек и Нео-Гейшевость
nut-ash
интересные мысли. Одобрямс.
Сама год в круглосуточном садике провела. Нравилось. Правда садик был элитный, а родители у меня однозначно педагоги никакие.
И в пионерлагерях клево было. Да. Королевские ночи - форева.

Мне система воспитания у Ефремова нравится
07.03.2009 в 11:27

You see, I'm a *mature* crazy person
Мне система воспитания у Ефремова нравится
а поподробнее? я у Ефремова только "Таис Афинскую" читала :)
07.03.2009 в 14:37

Хай-тек и Нео-Гейшевость
nut-ash
не помню где конкретно об этом говорилось, может в Часе Быка, может в Лезвии бритвы, может в Туманности Андромеды.
Это же вроде трилогия, с одними идеями.
Там написано что для того чтобы женщины занимались саморазвитием их детей (по их согласию) воспитывало государство в таких вот типа интернатах, которые были расположены в райских местечках. Ну и детей воспитывали по их талантам и склонностям. К тому же детям интереснее общаться со сверстниками чем с людьми разных поколений с разными стилями жизни (как в семье)

Все-таки воспитанием должны заниматься профессионалы - уважаемые в обществе продвинутые люди
07.03.2009 в 14:55

You see, I'm a *mature* crazy person
детей (по их согласию) воспитывало государство в таких вот типа интернатах, которые были расположены в райских местечках. Ну и детей воспитывали по их талантам и склонностям.
один в один со Стругацкими

Все-таки воспитанием должны заниматься профессионалы - уважаемые в обществе продвинутые люди
:friend:

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии