Конечно, этот пост безнадёжно запоздал, моя годовщина была уже полтора месяца назад, и, пост я, соответственно, начала писать более двух месяцев назад. А потом у меня перестали доходить до него руки. Но сейчас дошли и я так разболталась, что придется делить рассказ на части))
Вообще, мне, например, интересно читать про работу в избранном, но обычно здесь о работе пишут расплывчато. Что я прекрасно понимаю. Мне и самой неохота думать о рабочих темах в свободное время, объяснять что-то специфическое может быть долго и муторно, да и конфиденциальность нарушать тоже не комильфо. Тем не менее, с высоты птичьего полёта пару тем я всё-таки освещу. Когда мне подруга, которая и сама в маркетинге много лет и даже больше, чем я (привет, Кэрри), задала вопрос, что я, собственно делаю и что я конкретно делаю "ручками", я немного удивилась и догадалась, что, наверное, со стороны и правда не особо понятно.
Так вот. У меня три главные зоны ответственности: demand generation (то же самое, что lead gen), channel и ивенты. Ивенты при этом нередко пересекается с channel, который про кооперацию с нашими бизнес-партнерами. Либо они организуют какой-то междусобойчик для (потенциальных) клиентов (случается часто, потому что партнёров относительно много), либо мы сами как компания идём на большую выставку (случается редко, но это и самые трудоемкие ивенты), либо мы сами организовываем что-то (пока меня эта участь миновала, но скоро и до меня дойдёт).
Что конкретно нужно делать зависит от ивента: иногда просто заплатить за участие и послать туда продажников, иногда дополнительно отправить им какой-то материал, баннер, то-сё, согласовать презентацию. На нашем главном ивенте года нужно организовать примерно всё. Представьте себе типичный немаленький, в идеале красивенький, стэнд на выставке. За ним стоят месяцы организационной подготовки и миллион мелких и не очень решений. Отель для всей команды, что на них надето, дизайн стэнда, материал на стэнде, кексики, напитки, чашечки-хуяшечки, мешалочки для кофе, сам кофе, экраны, вай-фай, расписание презентаций, сами презентации, лид-сканеры, коммуникация до и после ивента, и еще всякая фигня, которая мне сейчас даже не припоминается... Понятно, что я здесь почти ничего не делаю "ручками". Но все должно быть куплено-повязано, организовано-согласовано - в срок и в бюджет. И самое главное, обо всём этом надо подумать и не забыть. А потом ты приезжаешь на выставку за день до всех остальных, а там неизбежно не работает вай-фай, какие-то адаптеры-шмадаптеры нужны, скотч и мешалочки бля для кофе. И вот ты скачешь там как сайгак, звонишь туда и сюда, бегаешь в магазин за скотчем и мешалочками, седеешь от того, что какие-нибудь брошюры где-то потерялись, а потом ещё выслушиваешь от понаехавших свеженьких продажников, что вай-фай плохой, скотч потерялся, мешалочки кончились, а где у нас брошюры и все такое. Во время ивента ты следишь за порядком на стэнде (ах да, уборку и мешки для мусора тоже нужно заказать заранее), чтобы расписание соблюдалось, всего хватало, достаёшь то, чего не хватает, и временами даже впрягаешься в разговоры с посетителями. После ивента занимаешься обработкой лидов.
В области channel отдельно от ивентов идут в теории другие совместные акции, типа как имейл-кампании, вебинары, sales incentives, но этого у меня пока было достаточно мало и вот только сейчас начинается.
Demand Gen это большая область, которая дробится на кучу более мелких таких как: имейл-маркетинг, вебинары, онлайн-маркетинг с SEO, SEA и SMM, локализация материала и производство собственного локального материала, его печать, закупка lead gen сервисов у всяких вендоров. "Ручками" я делаю следующее: создаю и отправляю имейл-кампании в маркето, программы для вебинаров тоже в маркето и их промоушн по имейлу и иногда в LinkedIn, иногда создаю эти вебинары на самой вебинарной платформе, создаю кампании для всех lead gen активностей в saleforce, слежу за результатами, исправляю ошибки, вызванные качеством данных сама, в более сложных случаях привлекаю marketing ops. Создаю PO (purchase orders) для всего в соответствующей системе, вношу все свои траты туда, где мы трекаем бюджет. Слежу, чтобы денег хватало, и клянчу больше Принимаю решения, сколько на что мы тратим - нередко не одна, конечно, потому что нужно консультироваться с разными стейхолдерами, но нередко и одна. Слежу за исполнителями купленых сервисов, что и как они делают, какие результаты это все приносит. Последний пункт, кстати, довольно сложный, и иногда занимает немало времени, потому что иногда сложно найти эти данные.
Вот примерно так. И все это для двух регионов: DACH у меня основной, Benelux - второстепенный. Есть еще какая-то мелочевка, которая всплывает спорадически, поиск инфы, ответы на вопросы коллег, митинги-шмитинги. Что я НЕ делаю ручками: графический дизайн, SEA и SMM кампании, копирайтинг. Это либо купленые сервисы, либо делаются другими отделами в компании. Слава богу, у нас вообще есть разные отделы маркетинга ))) В прошлой вот не было. На старой работе я была Mädchen für alles, и делала местами даже дизайн по мелочи и копирайтинг, но у меня вообще-то нет нормальных знаний и навыков в этих областях. Здесь же меня и мою коллегу с такими же задачами, но ответственную за другой регион, наша CMO (Chief Marketing Officer) лестно назвала Mini-CMO. Чисто формально мы скорее относимся к Demand Gen team, но задачи у нас гораздо более разнообразные. Как сказала коллега, we wear many hats. Поэтому вот так оказалось, неожиданно для меня, что моя Mädchen für alles-работа неплохо так подготовила меня к этой позиции, что для меня прояснилось только постепенно.
Пока хватит. Продолжение следует