Я заглотила за один день эту книгу и хочу что-то о ней написать.
Мне ее вчера дала почитать одна наша знакомая - точнее, это мне она знакомая, а Берни она подруга детства. Она детский психотерпевт, и так же как почти любой разговор со мной сводится на языки, почти любой разговор с ней сводится к ее профессии. Причем не потому, что она про это заводит речь, а потому что мы постоянно у нее что-то выпрашиваем. Профессия, что ни говори, не каждодневная, поэтоум Сандра - ценный источник необычных историй и инсайтов.
Ну и она этому способствует, потому что не отказывается рассказывать и "говорить об этом", и про меня уже пару деталей знает, например, о моем странном отношении к моим родителям.
И вчера как-то опять вынесло нас на эту тему, и она вспомнила про эту книгу, наверное, потому что предположила, что у меня схожая проблематика. Книгу я хоть и заглотила, но не могу подтвердить, что она прямо про меня. Хотя интересна она была по-любому и дала пищу для размышлений.
более или менее поток сознания, rambling как он естьПлохо то, что у меня нет ни малейшего желания пересказывать ее содержание. Если вдруг кому интересно, то гуглом, я уверена, вы пользоваться умеете. В оригинале кнга называется Das Drama des begabten Kindes und die Suche nach dem wahren Selbst" и по-английски - The Drama of the Gifted Child.
Кстати, мне кажется, что название не особо удачное, потому что порождает ассоциации с какими-нибудь ван гогами или другими невротичными гениями, но речь там не то чтобы о них. Они упоминаются в качестве примеров, и об одаренности к эмпатии тоже говорится, но в основном это необязательно только об одаренных, в смысле неординарных, детях, а скорее о вообще всех.
Очень много сходства с теорией о процессе индивидуации и тени Юнга. Возможно, к этому и сводится весь психоанализ вообще, какие понятия ты на него ни навесь. Миллер говорит где-то в начале тоже, что ей кажется, что суть анализа сводится "просто" к выводу бессознательных содержаний в сознательное. Как корабль ни назови, он все равно поплывет. Но, может, это и преувеличение, что я знаю? Энивей, мне было приятно видеть это сходство. Теории Юнга не применяются мейнстримно на практике, хотя то, что я читала казалось мне в высшей степени разумным и правдоподобным. И когда признанный психолог говорит, по сути, тоже самое, мне приятно видеть это подтверждение.
Интересное предложение было про срочное желание иметь детей. Именно если оно такое срочное, вотпрямщас, это наталкивает на подозрение о лежащем в основе неврозе (не уверена, что правильно употребляю этот термин). Опять-таки приятно было видеть подстверждение - на этот раз собственным мыслям о том, что когда одинокая девушка заявляет о желании "завести" ребенка, это говорит о том, что ей одиноко / хочется всем показать как надо / иметь существо "в своем распоряжении", которое ей как матери всегда смотрит в рот - и так далее. Точно так же считает госпожа Миллер, так что я молодец, хы.
Вот только жаль, что она ни слова не проронила о ситуации, когда желание иметь детей отсутствует. Куда оно делось, почему? Является ли оно "здоровым" дефолтом или реально свободным выбором? Ни словечка. Такой сценарий даже не упоминался. С одной стороны, я могу сказать. ха, да я здоровее всех этих воннаби-мам, потому что мне не надо выполнять внутренние навязчивые идеи, не нужно ощущение контроля над кем-то слабым и беззащитным, разве все это не говорит в "мою" пользу? Но вот прикол, все это говорит как-то еще и против "эгоистичного гена", ака эволюции. Короче, боттомлайн: я "больна" или нормальна? если я пойду к психотетпавту, "меня тоже вылечат"?? Или я все таки право имею?! Этот вечный вопрос, он так многогранен и так хлестко сформулирован. Хоть работы Достоевского мне и не близки по духу, но вопрос этот воплощает один из существеннейших вопросов всей моей жизни и применим к самым различным ее аспектам.
Так, о чем это я.
Книга, говорю, интересная. Ее бы по хорошему еще раз перечитать и все те преложения/параграфы/главы обмусолить, обсудить в подробностях, которые меня "задели". Но не могу я последнее время возвращаться к уже пройденному материалу.
Интересно было еще вот что: в некоторых описаниях заподозрить вдруг не себя, а Берни. Но я ни в чем не уверена, даже в том, где заподозрила себя.
С другой стороны, многое из того, что описывается в книге как успех терапии, мне кажется, я уже и сама достигла, просто так, через жизнь. Но может, это только иллюзия. Может, это у меня только на каком-то поверхностном уровне, а не на самом деле.
Одну новую вещь я для себя открыла, просто через чтение главы о презрительном отношении к определенным качествам или людям. Это явно составная часть моей тени, что я испытываю презрение к глупым и/или неорганизованным людям. Меня отец в детсве ругал сильно, когда я что-то не догоняла в школьных задачах, и мать - за беспорядок в комнате и ошибки во всяком чистописании. И вот вам здрасьте, оказывается, есть часть меня, которую я презираю, презирая таких людей. Грейт. Ну и что мне делать с этим инсайтом? Как с ним быть дальше?
Мне все больше хочется пойти в терапию, и знаете, почему я все никак не пойду? Потому что мне кажется, что я со своими мини-проблемками этого не достойна. Вот так вот. Я вроде больше не страдаю депрессией, кошмары не мучают, любоф присутствует, удовольствие от жизни я сейчас получаю как никогда. У меня такое ощущение, что если я приду к аналитику, кто-то - не знаю, кто - скажет, oh puh-lease! Подвиньтесь, девушка, и дайте людям заниматься серьезными делами.
Но намерение все растет. И единственное. что мне нужно, это чтобы кто-то, мнению кого по данному вопросу я доверяю - например, Сандра, скажет мне, что это фигня, и что надо идти, если ощущается потребность. А мне да, мне хочется, что меня "разъяснили". Чтобы меня освободили от некоторых эмоций и состояний, которые я не совсем или совсем не понимаю. Может быть, я даже ощущаю потребность абсолютно открыто и во всех деталях говорить о моих отношениях с родителями, понять, почему я так часто реву, когда думаю или говорю о некоторых вещах.
Ах да, вот была еще одна фраза в книге, которая мне понравилась: идеализация материнской любви - один из немногих мифов, переживших тенденции демистифицирования, свойственные современности. Научиться деидеализировать свое детство и свою мать в кнге Миллер описывается тоже как один из результатов терапии. Это было одно из тех мест опять, где я подумала: way ahead of you. Но может быть я деидеализировала слишком сильно? Такое возможно? Может, мои проблемки стали именно последствием, например, слишком раннего и/или слишком радикального деидеализаторства? Может, есть причина, почему я скептически отношусь к "безоблачному детству" как к состоянию и совершенно несентиментельно - к своему собственному?
А, вот кстати о сентиментальности. Это было очень интересно: согласно Миллер, возможно, многие люди испытывают эмиции радости, предвкушения и страха разочарования по поводу из детства знакомых праздников, потому что они хотят вернуться назад к более свободным эмоциям ребенка. в своей взрослой жизни они и их чувства загнаны в определенные рамки, и эти праздники как бы дают им возможность вернуться в более свободное состояние.
Как известно, я давно ничего такого не чувствую и поэтому исключила эти "праздники" по возможности из собственной жизни. Потому что они мне ничего не дают, не нужны мне. Т.е. следуя логике Миллер - по крайней мере, как я ее понимаю - я не запираю свои эмоции в рамки, испытываю их достаточно "свободно" и потому не нуждаюсь в искуственных поводах. Собственно, именно это и есть моя философия: праздник есть состояние души, прекрасные спонтанные моменты, которым можно радоваться так же спонтанно, проявлять любовь и дарить подарки спонтанно, в любой день в году. Тоже вот хочу себя поздравить.
И вот опять же хочется понять: я правда такая молодец или это все только кажется??
Вроде больше ничего не вспоминаетя из непосредственных впечатлений.
P.S.: Инетересно, почему я могу размышлять о всяком жизнетрепещущем в письменном виде лучше, чем у себя в голове?
"Драма одаренного ребенка и поиск настоящего себя" // Alice Miller
Я заглотила за один день эту книгу и хочу что-то о ней написать.
Мне ее вчера дала почитать одна наша знакомая - точнее, это мне она знакомая, а Берни она подруга детства. Она детский психотерпевт, и так же как почти любой разговор со мной сводится на языки, почти любой разговор с ней сводится к ее профессии. Причем не потому, что она про это заводит речь, а потому что мы постоянно у нее что-то выпрашиваем. Профессия, что ни говори, не каждодневная, поэтоум Сандра - ценный источник необычных историй и инсайтов.
Ну и она этому способствует, потому что не отказывается рассказывать и "говорить об этом", и про меня уже пару деталей знает, например, о моем странном отношении к моим родителям.
И вчера как-то опять вынесло нас на эту тему, и она вспомнила про эту книгу, наверное, потому что предположила, что у меня схожая проблематика. Книгу я хоть и заглотила, но не могу подтвердить, что она прямо про меня. Хотя интересна она была по-любому и дала пищу для размышлений.
более или менее поток сознания, rambling как он есть
Мне ее вчера дала почитать одна наша знакомая - точнее, это мне она знакомая, а Берни она подруга детства. Она детский психотерпевт, и так же как почти любой разговор со мной сводится на языки, почти любой разговор с ней сводится к ее профессии. Причем не потому, что она про это заводит речь, а потому что мы постоянно у нее что-то выпрашиваем. Профессия, что ни говори, не каждодневная, поэтоум Сандра - ценный источник необычных историй и инсайтов.
Ну и она этому способствует, потому что не отказывается рассказывать и "говорить об этом", и про меня уже пару деталей знает, например, о моем странном отношении к моим родителям.
И вчера как-то опять вынесло нас на эту тему, и она вспомнила про эту книгу, наверное, потому что предположила, что у меня схожая проблематика. Книгу я хоть и заглотила, но не могу подтвердить, что она прямо про меня. Хотя интересна она была по-любому и дала пищу для размышлений.
более или менее поток сознания, rambling как он есть